Железнодорожные вокзалы Санкт- Петербурга
Витебский вокзал
С Санкт-Петербурга начиналось пассажирское движение на железных дорогах России.
Самый первым был Витебский вокзал. Старейший вокзал России начинался с временного здания, размещенного на части плаца Семеновского полка. Это был 1837 год, вокзал назывался Царскосельским.
Именно отсюда 30 октября отправился самый первый в истории России пассажирский поезд. Затем в 1849-1852 году построили каменное здание по проекту архитектора К.А Тона, в 1870 его реконструировали, а в 1900 году Царскосельская дорога вместе с вокзалом перешла к Московско- Виндаво- Рыбинской, и вокзал решили перенести за Обводный канал. Но в итоге он остался на старом месте. В 1904 году на месте старого вокзала появился новый, теперь уже Витебский, и больше не перестраивался. Великолепное здание с отголосками стиля модерн, приметной часовой башней и замечательными интерьерами является историческим памятником. Автор проекта — архитектор С.А. Бржозовский.
Московский вокзал
Ленинградский вокзал в Москве и Московский вокзал в Санкт-Петербурге — близнецы. Они строились по одному проекту К.А Тона и оба в 1855 году назывались Николаевскими, как и сама дорога. В 1923 году дорога и вокзал стали Октябрьскими, а с 1930 года вокзал именуется Московским.
Финляндский вокзал
В 2003 году с открытием нового Ладожского вокзала Финляндский вокзал стал обслуживать только пригородные маршруты. Поезда дальнего следования стали прибывать на Ладожский вокзал.
Отсюда отправляются пригородные электрички в северо-западном и северо-восточном направлениях, а так же высокоскоростной поезд «Аллегро» сообщением Санкт-Петербург—Хельсинки.
Балтийский вокзал
В 1930-е годы вокзал ждали изменения: вместо паровозной тяги поезда стали ходить на электрической, а здание вокзала реконструировали, чтобы справиться с потоком пассажиров. С 1933 года Балтийский вокзал принимает только пригородные поезда. По объему пригородных перевозок он один из самых крупных в России и второй в Санкт-Петербурге.
Ладожский вокзал
Ладожский ж/д вокзал отправляет поезда до Адлера, Тюмени, Нижнего Тагила, Петрозаводска, Вологды, Мурманска, Воркуты, Котласа, Архангельска, Астаны, Шарьи, Челябинска, Екатеринбурга, Новосибирска, Барнаула, Новокузнецка и Костомукши. Отсюда идут поезда до Хельсинки.
Кроме того, на Ладожском жд вокзале останавливаются пассажирские поезда сообщением Москва — Хельсинки и Москва — Мурманск.
Витебский
Год постройки: 1852–1853, 1858–1860
Это третий по счету вокзал в городе. По указу Николая I после строительства Витебского вокзала был разработан проект строительства ж.д. линий в сторону европейских столиц, первой из них была Варшава.
15 февраля 1851 г. император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Варшавой. Дорогу решено было строить на средства казны. Императорский указ от 22 ноября 1851 г. предписывал вести строительство дороги с двух сторон – от Санкт-Петербурга и от Варшавы.
В 2001 года вокзал закрылся на реконструкцию. Поезда перевели на другие вокзалы. С тех пор он не действует. Является памятником архитектуры. На территории открыт Музей железнодорожной техники и развлекательный комплекс «Варшавский экспресс».